Интервью в "Урология сегодня"

Сергей Петрович Даренков:  «Медицинским университетам нужны университетские клиники, где бы растили, заботились и обучали врачей России и отвечали за их профессионализм»

 В России насчитывается около 7 тысяч урологов, но  профессионалов высокого класса среди них немного. Сергей Петрович Даренков, зав. кафедрой урологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова уверен:  корень проблемы - в отсутствии многопрофильных университетских клиник  и как следствие нехватке преподавательских кадров, способных квалифицированно обучать студентов и проводить последипломную подготовку врачей.

Сергей Петрович Даренков:  «Медицинским университетам нужны университетские клиники, где бы растили, заботились и обучали врачей России и отвечали за их профессионализм»

 

В России насчитывается около 7 тысяч урологов, но  профессионалов высокого класса среди них немного. Сергей Петрович Даренков, зав. кафедрой урологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова уверен:  корень проблемы - в отсутствии многопрофильных университетских клиник  и как следствие нехватке преподавательских кадров, способных квалифицированно обучать студентов и проводить последипломную подготовку врачей.

 

 - Сергей Петрович, профессия врача всегда была и по сей день остается  одной из самых востребованных в нашей стране.  Насколько охотно современные студенты выбирают специальность уролога?

Урология является молодой специальностью, которая выделилась из хирургии только в начале прошлого века. Тем не менее, она в настоящее время является одной из наиболее динамично развивающихся дисциплин.

 

- Специальность врача-уролога сегодня предпочитает значительная часть студентов. Их привлекают различные субспециализации в урологии, такие как, уроонкология, андрология, нейроурология, реконструктивная урология, эндоурология, урогинекология.

 

 - Как Вы оцениваете уровень получаемого ими образования?

- Этот уровень постепенно снижается, и связано это, в первую очередь, с дефицитом врачей-педагогов. Конечно, статистически преподавателей хватает, но качество их работы вызывает много вопросов.  Так, например, в нашем институте большое число преподавателей клинических кафедр ведут занятия со студентами, не занимаясь при этом ни научной, ни лечебной работой. Я понимаю, что по закону от них этого и не требуется, и формально они соответствуют статусу педагогов. Но чему может научить такой преподаватель будущего врача, если за 5 лет он написал от силы 1-2 научные работы и ни разу не заглянул в операционную? С одной стороны, он честно выполняет свои функции - читает лекции студентам, ординаторам и аспирантам, проводит с ними практические занятия. Вот только пользуется он  учебниками, написанными 20 лет назад. А ведь за это время в урологии был сделан существенный прорыв - начали активно применяться малоинвазивные вмешательства, лапароскопические методы, роботическая хирургия. И если этого нет в учебниках, то, как может не имеющий постоянной медицинской практики педагог научить чему-то новому?

 

- Где проходят лечебную практику Ваши ученики - студенты, ординаторы и аспиранты?

- Они проходят ее  на 5 базах - в клинике Управделами Президента РФ, 3-х московских больницах и клинике Института геронтологии. В самом РНИМУ, как и во многих других российских медицинских университетах, своей клиники нет.

- В какой степени  отсутствие университетской клиники сказывается на Вашей преподавательской деятельности?

- Самым негативным образом. Судите сами - урология постоянно движется вперед, появляются и внедряются новые методы лечения. Для того, чтобы знакомить с ними моих студентов, я должен сам в совершенстве  владеть этими методами. А значит, постоянно участвовать в лечебном процессе.  Но  в университете нет клиники, где на законных основаниях я мог бы лечить больных, а также ассистировать во время операций моим ученикам-ординаторам.  Сегодня я делаю это на наших учебных базах, где из уважения ко мне со мной заключили соответствующий договор. Но юридической силы он не имеет: по закону я не могу входить в операционную медицинских учреждений, сотрудником которых не являюсь. Для того, чтобы лечить больных,  ассистировать ординаторам в операционных я должен работать в этих больницах - на четверть ставки и  в 5-ти местах!

И конечно мы являемся заложниками материально-технического обеспечения больниц.

 

- А как решаются подобные проблемы за рубежом, в частности,в странах ЕС и США?

-  Думаю, что таких проблем там нет. В этих странах в каждом университете есть своя собственная клиника, что, несомненно, сказывается на уровне подготовки учащихся. Зачастую университетские клиники оказываются лучшими в своей стране, многие из них широко известны во всем мире. Я говорю так уверенно, потому с некоторыми из зарубежных университетов знаком лично. Так, например, реконструктивной урологии я начинал учиться в университете Иоганна Гутенберга (г. Майнц, Германия).  Потом стажировался в Йельском университете,  проходил лечебную практику  в университетской клинике Египта. Кстати, финансируются все эти учебные учреждения из  федерального и муниципального бюджета и  собственных средств университета, что позволяет им иметь прекрасно оснащенные клиники и содержать в штате высокопрофессиональных преподавателей.

Поэтому  я очень хочу, чтобы и наш университет имел свою лечебную базу, а педагоги, работающие на кафедре урологии, могли не только консультировать, но и лечить больных. Это обеспечит приток в здравоохранение хорошо обученных специалистов - урологов, способных оказывать больным квалифицированную помощь.